Заблытанымi шляхамi радаводу/По запутанным тропам… / Генеалогические поиски. Как, кто, что, где, когда и почему?

Начало
Если решились начать, то первое, что Вы должны сделать – это тщательно опросить всех родственников и скрупулёзно записать то, что они знают, помнят, слышали. Для Вас на начальном этапе важны любые мелочи. Не отметайте слухи, семейные байки и на первый взгляд явные анекдоты. Изучите старые фотографии, на которых запечатлены старшие члены семьи, по возможности скопируйте (отсканируйте) и запишите кто и где снят. То же и со старыми документами.

 
Посетите известные Вам кладбища, на которых покоятся или по слухам могут покоиться Ваши родственники. Запишите данные с надгробий, по возможности сделайте фото. Обратите внимание не только на захоронения известных Вам родственников, но и на однофамильцев, захороненых поблизости.

 

Конфессия
Вам стоит помнить, что ещё в начале 20-го века подавляющее большинство населения Российской Империи и всех её колоний вроде сегодняшней Беларуси относилось к той или иной религиозной конфессии. Как минимум до 1905 года вероисповедание человека фиксировалось абсолютно во всех документах. А вот этническое происхождение могло и не указываться, либо часто указывалось ошибочно, с привязкой в первую очередь к конфесии. Особенно часто это происходило на колониальных окраинах.
Что касается Витебской губернии, то преобладающими конфессиями на конец 19 – начало 20 вв. были: православие, католицизм, иудаизм, протестантизм и старообрядчество. В то же время, проводя более глубокие поиски, не стоит забывать, что на начало 19-го века подавляющее большинство сельского населения и значительная часть мещанства были греко-католиками (униатами). Насильственный перевод униатов в православие явился одним из результатов колониальной политики РИ на наших землях.
Что касается связи конфессиональной принадлежности и этнического происхождения, то это в полной мере справедливо лишь в отношении иудеев и старообрядцев. В большинстве случаев представитель иудейского вероисповедания являлся евреем и наоборот. Правда, нельзя не упомянуть т.н. «выкрестов» или «неофитов» - т.е. евреев сознательно порвавших с иудаизмом в пользу какой-то из христианских конфессий. Явление не слишком распространённое, но имело место быть. Что касается старобрядцев, то они в массе своей – потомки московитов и позже – россиян, спасавшихся на наших землях от религиозных гонений в метрополии. К протестантам относились преимущественно населявшие северные – «инфлянские» уезды Витебщины латгальцы (латыши) и немцы. Католиками могли быть как местные литвины/русины/белорусы, так и переселенцы с этнических польских территорий. Равно и среди православных помимо автохтонов могли встречаться переселенцы с этнических российских земель.
Социальный статус 
На момент аннексии территории бывшего Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой Двух народов Российской Империей от 11 до 15% (по разным источникам) населения ВКЛ относилось к лично свободным гражданам. Под эту статью подходили как магнаты вроде Сапег, Радзивилов и Друцких-Соколинских, так и мелкая, т.н. застенковая шляхта. Более того, на территории Витебщины, особенно её восточных окраин существовала особая социальная прослойка – т.н. панцирное боярство, отличавшееся тем, что являясь лично свободными, не участвовали в выборах и сеймиках. Колониальные власти провели ряд целенаправленых акций по уменьшению численности неподатного сословия. В результате т.н. «разборов шляхты» значительная часть благородных семей, не сумевших по тем или иным причинам подтвердить своё шляхетство, были переведены в мещанское или крестьянское сословия.
Посему при ведении поисков весьма важным представляется любая информация о владении тем или иным Вашим предком земельными наделами либо городской недвижимостью. Причём не только на правах собственности, но и в аренде либо залоге. Не забывайте, что до 1863 года владеть и распоряжаться недвижимостью в РИ и её колониях могли преимущественно дворяне.
После земельной реформы собственниками земельных наделов стали и крестьяне и мещане. Однако полезно знать, что даже на начало 20-го века в некоторых уездах Витебской губернии крестьянская земля преимущественно находилась в т.н. «общинной» - коллективной собственности. Т.е. формально крестьянин на правах собственности владел неким количеством земли, но распоряжаться ею в плане купли-продажи, обмена, залога и т.д. он мог только с согласия всей общины.
Напоминаю, что в отношении иудеев в РИ действовал ряд дискриминационных законов и правил. В первую очередь – запрет на владение земельными наделами.
Территориальная привязка

 
Проводя генеалогические поиски, не забывайте, что Витебская губерния географически отличалась от существующей ныне Витебской области. Так в её состав входила Латгалия (Режицкий, Люцинский и Двинский уезды) – территория ныне преимущественно отошедшая к Латвии и частично к России. Себежский, Невельский и Велижский уезды прихватывали значительные куски ныне российской территории. В то же время территория нынешних Оршанского, Сенненского, Толочинского, Лиозненского и Дубровенского районов относилась к Могилёвской губернии. Браславский, Шарковщинский, Поставский, Глубокский, частично Миорский и частично Докшицкий районы располагаются на территориях, относившихся к Виленской губернии. Части нынешних Докшицкого, Лепельского и Чашникского районов входили в состав Минской губернии.
Работа с первоисточниками
Если хотите найти оригинальные документы, то готовьтесь дышать архивной пылью ;)
Архивные документы генеалогического характера, относящиеся к временному промежутку с 14-го века до 1917 года хранятся в Национальном историческом архиве Беларуси https://archives.gov.by/index.php?id=945563
Что-то можно отыскать и в Национальном архиве Беларуси, особенно если Ваши предки отличились в утопии по строительству коммунизма ;) https://archives.gov.by/index.php?id=187774
Правда, не все фонды доступны – краснопузы до сих пор пытаются прятать свои секреты.
Документы, касающиеся периода 1917- нынешнее время можно изучать в  «Учреждение «Государственный архив Витебской области». Встречаются там и отдельные документы 19-го века. Описание фондов  https://archives.gov.by/index.php?id=834491
Материалы по событиям регионального значения с 1918 г. сосредоточены в зональных государственных архивах в Полоцке, Глубоком и Орше
https://archives.gov.by/index.php?id=386413

Масса документов генеалогического характера хранится в архивах бывшей метрополии, и согласно олд нэшнл традишн русские не особенно торопятся возвращать то, что им не принадлежит ;)
ГАПО (Государственный архив Псковской области) содержит массу материала по бывшим Себежскому и Невельскому уездам Витебской губернии
http://archive.pskov.ru/ob-upravlenii/gosudarstvennyy/gosudarstvennyy
Та же история с Российским государственным историческим архивом в Питере
http://www.fgurgia.ru/info/786945399#!

Удачи, коллеги!

 
генеалогия,витебская губерния генеалогия
  • Zveroboy, 10.12.2018 18:19 #

    Так все уродовали, без исключения. На днях прочитал, что настоящая белорусская фамилия одного советского начальника была - Машера. А их записали "машеровами". Потомкам теперь уже все равно правда не нужна. 
    ответить на комментарий
    • ushachy, 10.12.2018 20:25 #
      +2
      2
      Любопытно другое. Отец этого «большого начальника» - Мирон Васильевич даже в обвинительных документах ГПУ проходит как «Машеро» (Машеро Мирон Васильевич Родился в 1882 г., д. Ширки Богушевского р-на Витебской обл.; белорус; колхозник, к-з им.Молотова. Проживал: Витебская обл., Богушевский р-н, д. Ширки. Арестован 8 декабря 1937 г.   Приговорен: «тройкой» 28 декабря 1937 г., обв.: 72 а УК БССР - а/с агитация.   Приговор: 10 лет ИТЛ Реабилитирован 17 августа 1959 г. Верховный Суд БССР Мирон Васильевич умер на станции Сухобезводное (Горьковская железная дорога) на лесоразработках 20 марта 1938 года.)  Так что Машеровым записал себя сам «большой начальник» либо это сделали с его молчаливого согласия :(
      ответить на комментарий
      • Zveroboy, 10.12.2018 20:55 #

        Мдя...10 лет батьке Машеро, ни за что, а потом умер в лесу. А затем "реабилитирован посмертно". Такое отношение к моему народцу меня не устраивает ни разу. А я ж верующий в "закон бумеранга". Интересно, как бы это этих его судей и следователей тоже того...На 10 лет в лагерь, чтобы тоже загнулись в лесу. Желательно вместе с теми, кто до сих пор....ну да ладно.... 
        ответить на комментарий
  • nattsym, 10.12.2018 20:15 #
    +1
    1
    копалась в национальном историческом) Потрясающе интересное занятие, однажды целый отпуск там провела, сняла гостиницу и каждый день, как на работу - с утра и до закрытия.
    ответить на комментарий
  • Vladislav2019, 05.01.2019 22:14 #

    З Новым годам! Мне очень понравились Ваши посты про генеалогию, прочитал все сообщения - доставило большое удовольствие. Если Вас не затруднит, посмотрите пожалуйста фамилии Павлов и Мишурный по этим справочникам: - Землевладение и землевладельцы Витебской губернии в 1905 году; - Список избирателей Витебского уезда (1905-07 гг.).  Спасибо большое!С уважением, Владислав.
    ответить на комментарий
    • ushachy, 06.01.2019 10:09 #

      Спасибо, Вас также с праздниками. С Вашего позволения, через пару-тройку дней посмотрю. Я правильно понимаю, что речь о Витебском уезде?
      ответить на комментарий
      • Vladislav2019, 06.01.2019 10:52 #

        Спасибо большое за ответ! Да, конечно это все не горит. Да, речь идет об деревнях Шаверда, Шипыры, Семеновка Селютской волости Витебского уезда Витебской губернии.Деревни относились к православному приходу Селютской церкви, правда метрических книг за начало 20 века я не нашел...
        ответить на комментарий
        • ushachy, 07.01.2019 11:26 #

          По интересующим Вас деревням прямых совпадений нет. Но есть другие варианты по той же Селютской и соседним волостям.    Из списка избирателей по Витебскому уезду за 1912 год по землевладению и имущественному цензу: Мишурный Иван Прокофьевич, мещанин, православный, имение Пуньки Королевской волости, 41.3 десятины; Павлов Моиссей, крестьянин, белор.православный, фольварок Коссаревщина из имения Новка, 41,3 десятины; Павлов Семён, крестьянин, белор.православный, имение Желуды (Погостище), 12 десятин; Павлов Трофим, крестьянин, белор.православный, урочище Большуха из им. Кустовище, 10,2 десятины; Павлов Михаил, крестьянин, белор.православный, участок Ельняк-2 из им. Хотоль, 10 десятин; Павлов Исаак Павлович, крестьянин, белор.православный, участок Павловка-2 и Высокое из им. Уволоки, 18,4 десятины;    
          ответить на комментарий
          • Vladislav2019, 11.01.2019 12:41 #

            Спасибо большое за помощь! Меня вот что удивило. Список избирателей за 1912 год. Мишурный Бонифатий и его брат показаны белорусами и одновременно старообрядцами. Никогда не слышал, что среди белорусов были старообрядцы. С чем это связано? Если Вам не сложно, расскажите, что обозначают последние колонки с цифрами во всех документам. Не понятно...
            ответить на комментарий
            • Clown, 11.01.2019 13:45 #

              Как версия -- взять в жёны девушку из старообрядческой семьи. Но с условием перейти в правильную веру :) Но как-то не укладывается. Там ведь ещё и брат.
              ответить на комментарий
            • ushachy, 11.01.2019 15:58 #

              О цифрах. В списках избирателей для мещан и торговцев указывался т.н. избирательный ценз: оценка недвижимости (бизнеса) в рублях; для землевладельцев указывался размер надела в десятинах.  Почему тут такая странная запись ответить не берусь. Совершенно очевидно, что старообрядцы - выходцы из России. Браки как правило также заключали в своей среде. Разве что вариант приёмных детей.
              ответить на комментарий
              • ushachy, 11.01.2019 18:14 #

                оговорился, разумеется имущественный ценз
                ответить на комментарий
          • Clown, 11.01.2019 13:41 #

            А вы не знаете случайно? бел.-старообр.  Скорее всего белорус старообрядец. Как их записывали белорусами? Насколько я знаю, все старообрядцы выходцы из России. P.S. Выше похожий вопрос, не увидел :)
            ответить на комментарий
Ответить автору поста
ushachy
67 постов
Последние комментарии
Udachnik
Lapka
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}