Заблытанымi шляхамi радаводу/По запутанным тропам… / Старое фото. Ушачская школа, выпуск 1932 года

Располагаю пока только цифровой версией, но если кого-то заинтересует, полагаю, можно найти и оригинал.

  
  1. Лисовская ?.С.
  2. Карпушенко Я.М.
  3. Гуревич Ф.Г. (инициалы не точно)
  4. Лисовский К.?.
  5. Рубинштейн Х.М. (инициалы не точно)
  6. Бубликов П.С.
  7. Дворцова ?.?.
  8. не читается
  9. Бородич (Бородин) Н.?.
  10. Ярмош П.
  11. Казачёнок С.
  12. Шульга М.Ф.
  13. Бобченко А.
  14. не разборчиво, варианты: Раковская/Лисовская
  15. Тычина С.
  16. Пряник ?.
  17. Булавка С.
  18. не разборчиво, варианты: Лисовская/Красовская
  19. не разборчиво, варианты: Сейбит П./Ч…ит П./Су..ит П.
  20. Щасная В.
  21. Боркар В.
  22. Устин Ф.Н.(вторая буква инициалов читается плохо, м.б. И/М)
  23. Зайцева ?.
  24. Полозова А.
  25. Купчёнок П. (возможны некоторые варианты по второй и третьей букве)
  26. Витко З.
  27. Курбако ?. (возможны варианты фамилии)
  28. не читается
  29. Читается лишь часть фамилии …ташн…, возможно имя начинается на Б.
  30. не читается
  31. Василёнок П.
  32. Иоффе ?.А.
  33. Рекуц Е.
  34. Гировка Н.
  35. читается лишь окончание фамилии …нок

Фотограф Фурман, Ушачи.
 
ушачи,история,школа,генеалогия гicторыя Ушаччыны
  • ushachy, 05.01.2019 11:47 #
    +4
    4
    Добавлю фото с учительской районной конференции 1925 года. Там всё вполне читабельно  
    ответить на комментарий
  • Marleniken, 05.01.2019 13:21 #

    @ushachy, если не секрет, вы историк? Если не секрет, работа у вас такая или хобби?)
    ответить на комментарий
    • ushachy, 05.01.2019 13:24 #

      Нет, я не историк. Соответственно - хобби ;)
      ответить на комментарий
  • ProstoOdinChelovek, 05.01.2019 17:43 #
    +1
    1
    Интересно как.. Шапка на белорусском языке, а сами фамилии на русском. Не знаете, почему так?
    ответить на комментарий
    • Clown, 05.01.2019 18:34 #

      Точно, не заметил. Подозреваю,что как дали фотографу фамилии, так он и написал :)
      ответить на комментарий
      • ProstoOdinChelovek, 05.01.2019 19:05 #

        Ну ок. Тогда почему дали фамилии на русском?
        ответить на комментарий
        • ushachy, 05.01.2019 19:25 #
          +2
          2
          Потому, что фотограф - еврей, более того - давно не юноша. Где бы и когда ему выучить белорусскую грамматику ;) На фото (не позже 1923 года) - Залман (Соломон) Фурман, ушачский фотограф  
          ответить на комментарий
          • krem, 05.01.2019 19:54 #

            похоже  ситуация с белорусским языком в наших местах 100 лет назад была еще более плачевной чем сейчас.
            ответить на комментарий
            • ushachy, 05.01.2019 20:25 #
              +2
              2
              Где-то у меня есть старое фото (середина 20-ых) минской улицы. Там вывеска вообще на 4-х языках: белорусский, польский, идиш, русский ;). Что же касается местечек вроде Ушач, то там картина была вообще суперзанятная. И до сих пор толком не изученная. Вы, наверное, обратили внимание, что в еврейском местечке (перед войной примерно 75% населения - евреи) в выпускном классе - лишь пара-тройка еврейских фамилий. Вывод? Правильно. В первые десятилетия совдепии у  евреев были свои этнические школы. Как полуподпольные хедеры, так и вполне легальные светские. И их есть у меня ;)  Октябрь 1929 года
              ответить на комментарий
              • krem, 05.01.2019 20:50 #
                +1
                1
                у нас в это же время  все было гораздо однозначнее, все мои грандпа  учились на польском.
                ответить на комментарий
              • Skazka, 05.01.2019 21:41 #

                У нас в Пинске есть еврейская школа. Думаю, в те времена тем более были свои учебные заведения.
                ответить на комментарий
              • Zveroboy, 05.01.2019 22:05 #

                Ох, ни хрена себе....это же перед войной их было больше миллиона. Судя по стартовым показателям. Мдя...естественный этнический состав Беларуси изуродовали оккупанты Рейха до неузнаваемости. И большевички еще постарались...А потом сфальсифицировали перепись.  http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0105/analit03.php  Согласно переписи 1897 года, в Белоруссии проживало более 900 тысяч евреев - 21,1% еврейского населения черты оседлости Российской империи При этом они являлись второй по значимости после титульной этнической группой на белорусских землях, опережая по количественным показателям и удельному весу даже традиционно многочисленную польскую диаспору.  Таблица 1. Евреи в Белоруссии (по данным переписи 1897 года) 
                Губерния Численность еврейского населения, в тысячах человек Доля во всем еврейском населении Белоруссии, % Удельный вес еврейского населения, % 
                Виленская 93,2 10,2 11 
                Витебская 89,7 9,8 13,2 
                Гродненская 180,6 19,8 16,6 
                Минская 344,1 37,7 16,2 
                Могилевская 203,3 22,3 12,1 
                Итого 910,9 100 14,2 
                ответить на комментарий
            • Zveroboy, 05.01.2019 21:45 #

              Да начхать, скока тут было "русского языка". Это просто "язык" чиновников той "большой державы", которая их распихала из центра по чужим городам и весям. Инструмент приказов и команд некоего "держиМордора" и ничего боле. Некая очередная "большая держава" издохнет - и "язык" исчезнет. Бывало уже такое и не раз. Народы же здесь ни при чем. Включите телек и посмотрите как говорят чиновники. Захочется сразу выключить  Это какой то казенный, особенный язык казармы, который режет слух.  А у народа там где то на Востоке есть "Родная речь родного края". Родная речь - это душа народа, так же как и родная мова - душа народу.  И это же не просто инструмент, а это культура общения, там имеются ключевые слова для понимания соотечественника, набор определенных знаков и символов для прояснения компонентов национальной идеи, которая цементирует народ. Правда я точно не знаю какой, вероятно пока принято называть "российский народ".  Так что "на русском" здесь можно чирикать хоть 24 часа в сутки - результат будет один - никто не поймет друг друга, так как Речь - не родная. И у каждого будет свой "царь в голове". Пока один главный чиновник не издаст "декрет" для всех, причем первое, что придет в голову.  Вот мол, только  я знаю, как надо! Кто как хатит - тот так и гаварыт !   А потом отменит    Статистика же показывает, что количество носителей русского катастрофически сокращается. Все понятно - хватка державы слабеет. А бюджет - пустеет. Железо  вместо слов  
              ответить на комментарий
          • ProstoOdinChelovek, 05.01.2019 22:10 #
            +2
            2
            Если бы ему в школе дали список фамилий на белорусском, он бы его просто перерисовал бы на фото, для этого учить грамматику совершенно необязательно.
            ответить на комментарий
    • Marleniken, 05.01.2019 19:16 #

      Может, фотограф боялся, что неправильно переведет, и решил не трогать) а заготовка, трафарет, уже был на белорусском языке
      ответить на комментарий
      • ProstoOdinChelovek, 05.01.2019 22:12 #

        Да бог с ним с фотографом, но вот почему школа дала ему фамилии на русском, это вопрос интереснее.  Я б на месте историков обязательно попыталась бы найти на него ответ.
        ответить на комментарий
        • ushachy, 06.01.2019 10:02 #
          +2
          2
          Я не знаю, почему школа не дала Фурману список выпускников на белорусском. На мой взгляд, педагоги в те времена не сильно отличались от нынешних в смысле организованности и практичности  . Не удивлюсь, если так считал и Залман ;), и большинство местных. Сами подумайте – фотограф на весь уезд был один, а учителей – несколько десятков. Чей авторитет выше?   Но я понимаю Ваш скрытый посыл, и я на него отвечу. Историки давно разобрались с этим вопросом, но озвучить чёткий и внятный ответ им запрещают политики. Всё просто и очевидно: до аннексии наших территорий Российской Империей государственным и общеупотребимым на всей территории Республики Двух народов был польский язык. Разумеется в быту белорусы пользовались белорусским, евреи – идишем, украинцы – украинским, русские – русским, жемайты – жемайтским и т.д. Белорусская шляхта использовала в быту разумеется польский, хотя очевидно, что в массе не могла не понимать и не юзать языка падўладнага (пардон, торможу с переводом) крестьянства. После аннексии государственным стал язык оккупантов, но даже в официальном делопроизводстве конца 19-го века встречаются документы на польском. Для пипла в быту ситуация не изменилась в принципе. Хотя, понятно, что для того, кто планировал карьеру, знание русского стало обязательным. С другой стороны, колониальные власти на опыте двух восстаний поняли, что опора на местное дворянство и интеллигенцию – пустая иллюзия. Поэтому административные вакансии заполнялись преимущественно кадрами из метрополии.  Как результат, накануне большевистского переворота на Беларуси имел место быть лингвистический «кулеш»: колониальная администрация – на русском, культурная жизнь и быт неиудейского мещанства/интеллигенции – на польском, автохтонное крестьянство – на белорусском, иудейское мещанство/интеллигенция – на идише. В 20-ых на эту кашу наложились прелести большевистских экспериментов. Но повлияли они преимущественно на мещанство и интеллигенцию: стремившиеся делать карьеру должны были учить русский. Селянам же не было особого смысла тлуміць галаву «жы-, шы- праз «і» пішы». Живым примером этого служит моя бабка 1917 года рождения. Несмотря на дичайшую по масштабам и интенсивности политику руссификации бабуля до конца жизни пользовалась своей мовай, где встречались такие лексемы, которые порою ставили в ступор мою школьную белорусичку.  P.S.  У Сергея Пясецкого есть целый цикл произведений, посвященный жизни криминального мира Беларуси начала 20-го века. По понятным причинам его не переводят с польского ;), поскольку картина, описанная там (в т.ч. и лингвистическая) основательно ломает штампы.
          ответить на комментарий
          • krem, 06.01.2019 11:01 #

            Не могли бы вы напомнить периоды когда Ушачы входили в состав Польши и в состав России.
            ответить на комментарий
            • ushachy, 06.01.2019 11:33 #

              Будем корректными. В составе Польши, как таковой, Ушачи не были никогда. Ну, разве что таким можно считать период 1919-20 гг., когда польские легионы выбили из Ушач краснозадых и закрепились на непродолжительный период  по Западной Двине. А вот в состав конфедерации Короны Польской и Великого Княжества Литовского (более известной как Речь Посполитая Двух народов) Ушачи, как составная часть последнего, входили до 1793 года. Фактически – до 28 мая 1792 года, когда в местечко вошли оккупационные войска РИ.
              ответить на комментарий
              • krem, 06.01.2019 11:38 #

                Вы не указали с какого момента они входили в состав конфедерации.
                ответить на комментарий
                • ushachy, 06.01.2019 11:47 #
                  +1
                  1
                  Думал, что все в курсе. С 1569 разумеется.
                  ответить на комментарий
                  • krem, 06.01.2019 11:54 #

                    Ещё вопрос. Насколько в пределах конференции было распространено использование белорусского языка. Образование на нем, делопроизводство?
                    ответить на комментарий
                    • krem, 06.01.2019 11:55 #

                      Конфедерации, пардон автозамена.
                      ответить на комментарий
                    • ushachy, 06.01.2019 12:10 #
                      +1
                      1
                      Как минимум до 1696 года официальное делопроизводство в нашей части конфедерации велось на т.н. старобелорусском языке. О лингво-ситуации в быту я писал выше. С образованием сложнее. Тут важны как уровни образования так и тип учебного заведения. 
                      ответить на комментарий
                      • krem, 06.01.2019 12:16 #

                        Понятно. Чуть больше 100 лет потребовалось чтобы бел.яз вышел из официального обихода. Не хочется это называть чудовищной полонизацией. Но тем не менее ... В чем вы видите причины этого явления?
                        ответить на комментарий
                        • ushachy, 06.01.2019 12:19 #
                          +3
                          3
                          "О лингво-ситуации в быту я писал выше" ;) Не было там "чудовищной полонизации". Евреи шпрехали на идише, белорусы - на мове, украины - на балачке, жмудины - на своём лабус-лабасе :)
                          ответить на комментарий
                          • krem, 06.01.2019 13:00 #

                            Интересно в чем причины такого языкового разнообразия? Было ли это следствием свободного развития языков всех наций, населяющих государство, или все же причина в четком разграничении социальных слоев и отсутствии социальных лифтов?  С русским понятно, как вы выразились "для тех, кто планировал карьеру, знание обязательно" . Немало биографий известных людей начинаются со слов" родился и дальше идет название какой-нибудь деревушки на Полесье " это в период русификации. В период конфедерации, то есть свободного и равноправного объединения государств, много ли примеров, когда носитель белорусского сделал карьеру и сделал её используя свой родной язык? И много ли примеров, когда её сделал представитель крестьянства? 
                            ответить на комментарий
                            • ushachy, 06.01.2019 15:49 #
                              +1
                              1
                              Вы затронули такой пласт, который и за неделю обсуждений не осилить :) Я бы начал с того, что не корректно сравнивать политику руссификации, проводимую царизмом, а потом большевиками с полонизацией, проходившей в рамках конфедерации и даже несколько раньше. Во-первых, сущность процессов различалась: в империи-совдепии – это была целенаправленная программа колонизации, в крнфедерации – скорее естественный культурный выбор элиты в сложившихся исторических условиях. Во-вторых, рассматриваемые процессы разнесены во времени, поэтому нельзя не учитывать изменившиеся социально-экономические условия. С развитием экономики росла потребность в лояльной метрополии интеллигенции и позже – в пролетариате. Именно поэтому руссификация зацепила наше общество «глубже».  Далее. Давайте абстрагироваться от бредовых сказок руссификаторов о том, что наши шляхта и крестьянство различались этнически. Поверьте мне как человеку, перевернувшему не одну сотню родоводов – наша шляхта (до аннексии, разумеется) была процентов на 75 автохтонной. Зачастую те, кто выводил себя из Коронных земель на деле оказывались…хитропродуманными литвинами ;) Да и этнические поляки, выслужившие либо иным путем приобретшие землю на Великолитве, через пару-тройку поколений настолько олитвинивались, что от польскости оставался только герб, и окончание фамилии ;).  Согласитесь, странно было бы полагать, что Лев Сапега, родившийся в Островно или его жена Богдана Друцкая-Соколинская не являлись носителем языка автохтонного этноса. Пополнение шляхты как сословия до как минимум середины 17-го века происходило путём инкорпорации низших слоёв общества – мещанства, служилой прослойки (панцирного и путного боярства, наёмников), реже – крестьянства. В своё время я писал о подобном карьерном взлёте витебского торговца http://www.freebloger.by/moj_rodny_kut/4449.html И подобных случаев - дофига и трошки
                              ответить на комментарий
                              • krem, 06.01.2019 16:12 #

                                текста много, ответов нет. 
                                ответить на комментарий
                                • ushachy, 06.01.2019 16:13 #

                                  Задавайте конкретные вопросы, получите исчерпывающие ответы ;)
                                  ответить на комментарий
                                  • krem, 06.01.2019 16:15 #

                                    В период конфедерации, то есть свободного и равноправного объединения государств, много ли примеров, когда носитель белорусского сделал карьеру и сделал её используя свой родной язык? И много ли примеров, когда её сделал представитель крестьянства? 
                                    ответить на комментарий
                                    • ushachy, 06.01.2019 16:16 #
                                      +1
                                      1
                                      Канцлер Сапега. Мало?
                                      ответить на комментарий
                                      • krem, 06.01.2019 16:17 #

                                        пока один.
                                        ответить на комментарий
                                        • ushachy, 06.01.2019 16:26 #

                                          Вы прикалываетесь? Ходкевичи, Острожские, Пацы, Радзивилы, Воловичи, Хрептовичи, Тышкевичи и далее со всеми остановками
                                          ответить на комментарий
                                          • krem, 06.01.2019 16:31 #

                                            активно юзали  на официальном уровне белорусский язык после 1696г?  Или может культурная жизнь на нем активно велась? Можно примеры привести. Я не очень сильна в истории и литературе, не могу припомнить сколь либо значимых культурных явлений этого периода ставших толчком к развитию белорусского языка и белорусской национальной свядомасци.
                                            ответить на комментарий
                                            • ushachy, 06.01.2019 16:40 #

                                              Разумеется, нет. Я ж писал выше – после 1696 г. ни официальное делопроизводство не велось, ни культура не развивалась. Элита сделала свой культурный выбор в пользу польского. И любой, кто желал попасть в шляхетское сословие, должен был с этим считаться.
                                              ответить на комментарий
                                              • krem, 06.01.2019 17:08 #

                                                что имеем в сухом остатке. В 1569г. две державы организуют равноправную конфедерацию. Следствием чего, чуть более чем за сто лет белорусский язык полностью убирается из официального и культурного обихода и остается уделом неграмотного крестьянства. С 1793 г. все  слои нашего населения и высшие и низшие попадают в РИ и не смотря на "дичайшую политику русификации" с ваших слов 
                                                даже в официальном делопроизводстве конца 19-го века встречаются документы на польском. Для пипла в быту ситуация не изменилась в принципе.  
                                                 Опять таки с конца того же 19 начала 20 века есть конкретные примеры людей развивавших именно белорусский язык и белорусскую культуру. Появляется понятие белорусы и Белоруссия. В 1932 г. вот фото белорусской школы. В том же 1932 году у нас на Брестчине никаких белорусских школ и в помине не было.  И образование и делопроизводство на белорусском пусть и в сильно урезанном виде все же сохранялось весь период СССР . Опять же  Образование БССР как отдельной национально-административной единицы стало основой образования белорусского государства в 1991. И если отбросить вашу эмоциональность и рассматривать факты, то полонизация проводилась гораздо радикальнее и возможно, именно то, что мы стали частью РИ открыло для нас пусть и долгий, тернистый, но такой важный путь к суверенитету . 
                                                ответить на комментарий
                                                • Zveroboy, 06.01.2019 17:47 #

                                                  мы стали частью РИ открыло для нас пусть и долгий, тернистый, но такой важный путь к суверенитету . 
                                                   Да "вы" всегда были чьей то "частью", вас могут и чукчи к себе "присоединить". Хоть завтра. Стоит тока начальнику Чукотки Рромке Абррамовичу свистнуть.  Проблемы в том, что кочевники из Евразии истребили 99% бел. интеллигенции, между тем как в европейских империях, в том числе и РП ничего подобного не было. К примеру, если бы часть Украины не находилось под Австрией, так она бы сейчас представляла такую большую Даунбасию из шахтеров и трактористов. С калашами. Госудаственный язик - русский мат. Форма правления - пахан и петухи. Женское общество - гоп стоп Зоя - кого любила стоя, начальника конвоя..    Наслаждайтесь своими сестрами  
                                                  ответить на комментарий
                                                  • krem, 06.01.2019 17:50 #
                                                    +3
                                                    3
                                                    Вы не могли бы попросить вашего лечащего врача, ограничить вам доступ в Интернет? уверена это очень позитивно скажется на вашем общем самочувствии и психическом состоянии.
                                                    ответить на комментарий
                                                    • Zveroboy, 06.01.2019 17:55 #

                                                      Га-га-га!  Вы сначала добейтесь права голоса, то что называется бюллетень. Вы же  его продали за бутылку пожизненно на вечные 86%. И Колюнчику тоже. Или внуку Жирика... Поиграйте в хоккей - вам легче станет. Да чуть не забыл. Монголка 18 лет от роду Ксанка Шойгу дочь Кожеедовича - прикупила особнячок за 8 млн. пиндосовских рупий. И еще на 18 млн. недвижимости ў Яўропах. Дее.е... ды воее..воевалее.... Масквуууу абараняле... За это загнулись.  
                                                      ответить на комментарий
                                                    • Zveroboy, 06.01.2019 19:34 #

                                                      Кремусек...  Ни нада психиятра! Ну немножко съязвил...признаюсь, так то в рамках демократиё...Тут пока еще Европа...хиленькая но все таки. Наслаждайтесь свободой слова. Не смотрите в бездну драгоценная, романтическая Вы натура. Вы же Евразию знаете тока по идиотским книжкам да с окна транспорта для туристов. Телевизор исчо. Не абижайтесь  
                                                      ответить на комментарий
                                                • ushachy, 06.01.2019 19:00 #
                                                  +1
                                                  1
                                                  Приоритет в выборе польской культуры был вполне объяснимым реверансом нашей национальной элиты в сторону братского народа, чья военная и финансовая помощь спасла нас от полного физического уничтожения со стороны московитов. Как и Уния не была чьим-то капризом, а единственным способом выжить.  Когда Вы говорите о начале 20-го века, то Вы, похоже, забываете, что в этот момент во всей Европе гуляют штормовые волны национального возрождения. Мы тут не первые и далеко не одиноки. Местная интеллигенция запустила проект «Беларусь», его активно поддержали политики разных мастей в разных странах, включая разваливающуюся метрополию. Поддерживала и Совдепия. Ровно до того момента, пока игра в национальные республики была выгодна новым кремлёвским царям. Потом сказка кончилась, и в одну ночь всю национальную культурную элиту пустили под нож. А лозунги оставили. Для декорации.  Да, на западе Беларуси нацпроект не пошёл. Потому как не нашёл поддержки и понимания ни в среде интеллигенции, ни у политиков, ни в массах. Да и Польше он не упёрся никаким боком. Тем более что в 20-ых вновь воссозданная страна ценой сверхусилий таки сумела натянуть по самые помидоры наследницу бывшей метрополии. А в тридцатых уже нужно было быть полным дебилом, чтобы рискнуть подымать белорусский вопрос. Просто потому, что на тот момент Беларусь независимой никем не воспринималась. И была БССР, о глубокой …опе в которой западные белорусы прекрасно знали от контрабандистов, тащивших с прозябающих под панским гнётом Кресов ;) в процветающий социалистический рай всё от керосина и женских чулок до ниток с иголками.  Как пошло бы дело в плане ассимиляции белорусов, останься мы в конфедерации с поляками? Не знаю. Поглотить и переварить больше 10 млн. пипла – задача не простая. В данном случае скорее нерешаемая.
                                                  ответить на комментарий
                                                  • Zveroboy, 06.01.2019 19:11 #

                                                    Еще не следует забывать, что пшекам надо было "переварить" миллионы украинцев. А это хлопцы лихие. В Западной Украине перед войной и во время они им навешали - мало не показалось.То сих пор стогнут со своей "волынью"... Плюс на поляков немцы давили, австрийцы, чехословаки, балты, даже румыны и венгры...те же хацапики   Неа, в Европе всегда можно было найти союзников и за кого то зацепится в качестве гаранта. В Азиёпии - никаких шансов. Это как Тибет для китаёзов...или 10 мгл. уйгуров в Восточном Туркестане. Если их там уже не сожрале  США еле еле спасает Тайвань. 
                                                    ответить на комментарий
                                                    • Zveroboy, 06.01.2019 19:23 #

                                                      Наши предки  сами за эту Польшу умирали в Грюнвальде в 1410 г. Стадо баранов. Пусть поляки сами и надрывались... У нас имперский опыт самый богатый и ранний - мы свою ВеликоЛитовскую империю от моря до моря успешно проипали. Все эти Витовты и Ягеллоны оказались пешками Короны Польской - их использовали в борьбе с тевтонами. Надо было дома сидеть.  Ведь у Литвы с Тевтонским Орденом был союзный договор и его нужно было укреплять. Это же тот же Запад. А наши князи его предали этого магистра Ульриха фон Юнингена. И еще кокнули. Так что на руинах своей империи мы еще не сплясали. В общем, наши предки всегда боролись с цивилизацией.  А на руинах своей карикатурной недоимперии РИ пусть пляшет Леонид. С куском московской колбасы в зубах.    Они ее сами должны пропить и разворовать, как и СИ. Мы то тут при чем? 
                                                      ответить на комментарий
                                                  • krem, 06.01.2019 19:46 #
                                                    +1
                                                    1
                                                    И правда отказаться от собственного языка  и культуры в пользу  союзнических, какая мелочь, вполне объяснимая, знакомо.))) по поводу 10 мл пипла вы похоже загнули цифру амаль у тры разы. Прировняв  количество населения ныне существующей страны, к стране существовавшей 300 лет назад. Мне кажется это не корректным.  Кстати по поводу неуместной либеральности . Оказывается по итогам раздела РП на территориях вошедших в состав РИ  была сохранена правовая система, выборность судей, свобода вероисповедания и проч. Думаю именно поэт вплоть до конца 19 века польский был широко распространен даже в официальных кругах. Чего не скажешь о землях РП отошедших к Пруссии и Австрии, где обошлись без неуместного заигрывания с местными элитами и были незамедлительно введены немецкий язык, право, школы. земли отобраны в казну. Вообщем тема интересная и многообразная. Но мне странно, как взрослый человек может на полном серьезе рассматривать сложный клубок событий, пересечение интересов, процессов внутри и во вне этнических групп как войну белых воинов добра с черными демонами зла. И подтасовывать картину событий согласно этого детского взгляда на историю.
                                                    ответить на комментарий
                                                    • ushachy, 06.01.2019 20:08 #
                                                      +1
                                                      1
                                                      Давайте Вы свои претензии по поводу цивилизационного выбора наших предков будете предъявлять им, а не мне. По численности погорячился, согласен. Но и поляков ведь было раза в три меньше ;). Да, московиты сохранили часть административно-управленческой системы. Почему? Очевидно: их азиатская дичь привела бы наших предков в полный …, там непечатно ;). Австрийцам и пруссакам было что предложить в смысле орднунга, поэтому полякам под ними не повезло. Ну, про отобранные земли - полный бред :)  Относительно Вашей последней сентенции… . Мои предки никогда не воевали с поляками, если не считать одной небольшой конфедерации. Но там штырево шло не по этническим, а по политическим предпочтениям. А с русскими мои предки воевали всегда. С добрый десяток только тех, о ком я знаю, в этих войнах погибли. Как минимум три ветви клана пресеклись. Несколько человек попало в плен и судьба их не известна. Сегодня я смотрю ящик и читаю новости об их-Крым, об их Даунбасс-Лугандонию, об их желании иметь союз… . А потом читаю Ваши странные тексты… .
                                                      ответить на комментарий
                                                      • krem, 06.01.2019 20:13 #
                                                        +1
                                                        1
                                                        а потом я читаю ваши странные тексты... круговорот странных текстов в природе. ))))
                                                        ответить на комментарий
                                                        • Zveroboy, 06.01.2019 20:26 #

                                                          Женское счастье ..Эрефия "элиту" в колхозе вырастила...за 200 лет Это не про Вас...ета англицкие бабы стогнуць        
                                                          ответить на комментарий
                                                          • krem, 06.01.2019 20:28 #
                                                            +1
                                                            1
                                                             сколько там  до вечерних  таблеток и отбоя осталось?!!!
                                                            ответить на комментарий
                                                            • Zveroboy, 06.01.2019 20:33 #

                                                               А Вам, графиня, глядя из Арбатских ворот не все ли равно?   Так уж заботит здоровье аборигена...Эх...я ...пан сахі і касы...а так хацеў людзямі зваццо)  
                                                              ответить на комментарий
                                                              • krem, 06.01.2019 20:36 #

                                                                Мне будет все равно, когда многословный поток твоего бессознательного перестанет выливаться мне на голову. Будь любезен, а? В свою очередь,обещаю ответить взаимностью.
                                                                ответить на комментарий
                                                                • Zveroboy, 06.01.2019 20:46 #

                                                                  Как скажете, мадам.  Если юмор Вам чужд, так уж и быть. Ни буду.  Тока о событиях судят по результатам. А они у Вас и Вам подобных наивных романтиков - плохие и...очень плохие.  Вы и до нашествия Орды были немые, а сейчас станете глухонемые и бесправные в ошейниках. И с Вами, пардон будут делать все, что захотят. Первые встречные негодяи.  Мне вот только жаль, что на Западе нет какой то жандармерии что ле, которая выбрасывала бы оттуда за шкирку даже туристов, мягко говоря, симпатизирующих Орде. Не говоря уже о мигрантах. Очень жаль. Обмельчала Европушка...облиберастилась... В СССР было лучше. Ваши бабушки и матушки сидели в норах за железным занавесом и горбатились на фабриках за 120 рэ.... Вот то были санкции! "Запорожец" был заветной мечтой.   Жаль, что границы открыли для всех. Идиоты. Им это еще аукнется.
                                                                  ответить на комментарий
                                                                  • Zveroboy, 06.01.2019 21:12 #

                                                                    Ладно, скажу коротко. Дело не в мове, национальности или форме государства. Есть свободный мир и есть первобытный зверинец, где царит рабство. Так вот, свободных стран на Земле от силы 10-15. Эти цивилизованные страны все знают и признают. Это Запад и Новый свет - Канада, США, Австралия.  Все.
                                                                    ответить на комментарий
                                            • Zveroboy, 06.01.2019 18:32 #

                                              А почему именно "белорусской свядомасци", а не литовской? Историк Анатолий Тарас (русскоговорящий кстати) утверждает, что "Беларусь" - это название, навязанное с Востока.  Первоисточник - Литва и литовцы, литвины. Так и должно было быть.  Но как сложилось, так и сложилось. Ну и хрен с ним. Важно одно -европейцы и европейскость.  И все равно, европейцы на нашу независимость пасть никогда не разевали. С Европой - французами, немцами, шведами, поляками - здесь на нашей территории воевали только пришлые азиаты да местечковое холопское отродье в ошейниках с кандалами...ну дык чего их слушать? Кого слушать, рабов? Смешно. В Европе невозможно раствориться, там даже Лихтенштейн есть. Только азиаты растворяются в Орде.  
                                              ответить на комментарий
                                              • Zveroboy, 06.01.2019 18:45 #

                                                Да вот...кстати, как нациообразование происходит  Конституция 1-й республики 1793 года выдвигает право земли определять, что такое французы (Из положения граждан - статья 4. - Любой мужчина, родившийся и проживающий во Франции, в возрасте двадцати одного года достиг совершеннолетия). - Любой иностранец, которому двадцать один год, который проживал во Франции в течение года - Живет там с работы - Или приобретает собственность - Или женится на француженке - Или усыновляет ребенка - Или кормит старика - Любой незнакомец наконец, тот, кто будет признан Законодательным органом заслуженным благом человечества - допущен к осуществлению прав гражданина Франции.)   И что? Воевать с такой Республикой? Только дикарье могло..
                                                ответить на комментарий
                                                • Zveroboy, 06.01.2019 18:51 #

                                                  И чем была плоха их Первая империя?  Где еще гимн исполняли вместе? Во времена Первой Империи (1804—1814) применялась в качестве гимна Франции, сменив «Марсельезу», которая только после Июльской революции снова стала гимном страны 

                                                  Le Chant Du Depart 

                                                  Походная песня   Депутат La victoire en chantant nous ouvre la barrière. La Liberté guide nos pas. Хор военных  Мать одной семьи Двое стариков Ребёнок Жена Молодая девушка Трое военных   Классная вещь. Нам до такой солидарности пилить и пилить.  
                                                  ответить на комментарий
                            • ushachy, 06.01.2019 15:56 #

                              Упустил. О разнообразии. Наверное, причина была в первую очередь в наплевательском отношении к такому серьёзному вопросу в государстве в целом. Как в ВКЛ, так и в конфедерации. Сегодня это выглядит либерализмом, наряду с веротерпимостью ставится в заслугу королям и магнатерии. Я же полагаю, что подобные проявления, да и сама республиканская форма правления были ни ко времени и ни к месту. Равно как «Статут» существенно опередил своё время.
                              ответить на комментарий
                            • Zveroboy, 06.01.2019 16:44 #

                              свободного развития языков всех наций, населяющих государство
                               Тогда наций не было и национальности тоже не было. Были государственные образования, правящие круги и население какой либо "народности". Коренное и кочующее. Тем более не было "национальных государств". Даже поляки, ухватившие независимость после распада РИ не были нацией. Они тока вступили в Лигу Наций  после Версальского договора в 1919 году., когда развалился Второй Германский Рейх, Австро-Венгрия, и 300-летний Московский Первый Рейх, учрежденный в 1721 году Петькой Первым (Романовым). ( 2 ноября 1721 года в Санкт-Петербурге Пётр I принял императорский титул, а Россия была провозглашена империей.) Народ, правда был. Но все опять рухнуло в 1944 году. И на 50 лет снова окунулись в варварство и дикость. 
                              ответить на комментарий
                            • Zveroboy, 15.01.2019 21:28 #

                              Интересно в чем причины такого языкового разнообразия?
                               Геополитическая катастрофа, проще говоря нашествие Орды войной с Востока. 450 лет назад начал свою работу печально известный Люблинский сейм, итогом которого стало создание Речи ПосполитойПредусловия Люблинской унии сложились задолго до 1569 года.  . В 1562 году Иван Грозный двинул свои войска на Полоцк – началась горячая фаза Ливонской войны, которая подорвала силы ВКЛ и вынудила литвинов начать переговоры о заключении новой унии с Польшей. Так что ключевое слово - война, а не "полонизация".
                              ответить на комментарий
                              • Zveroboy, 15.01.2019 21:35 #

                                Бу-га-га!   В российской вике в кавычки взяли..однако молодцы, признали таки ордынские набеги на Европу.... Заключение унии объясняется необходимостью укрепления позиций Великого княжества Литовского[1][2][3], стоявшего на грани военной и политической катастрофы в Ливонской войне[4] и воспринимавшего унию как вынужденную меру, вызванную главным образом «московской угрозой» 
                                Люблинская уния
                                 
                                ответить на комментарий
          • ProstoOdinChelovek, 07.01.2019 09:53 #

            Ок. Тогда следующий вопрос дляразмышления. А вы никогда не задумывались, почему в многонациональной Российской империи/Российской федерации существует десятки действующих языков, которыми люди действительно пользуются по сей день и никуда они не деваются сотнями лет, а Беларусь за более короткий срок не смогла (или все же не захотела?) сохранить свой родной язык? Далеко ходить не надо: я родилась в кабардино -балкарии, маленькая кавказская республика, низывизимой отродясь не была,даже в своих смелых снах, но родные языки, кабардинский и балкарский используются активно наравне с русским, что в быту, что в официальной жизни, что при СССР, что сейчас. Ну и так далее: Чечня, Дагестан, Башкирия, Калмыкия, Татарстан, Чувашия. это первое,что на ум приходит. Никто там людей не лишил национальной языка и культуры и пр. Используют во многих местах свой родной язык даже больше, чем русский Что ж с белорусами не так? Интересны ваши мысли по этому вопросу...
            ответить на комментарий
            • ushachy, 07.01.2019 10:25 #
              +2
              2
              С белорусами все ТАК. Русские нас боятся. Точно также как боятся украинцев, прибалтов и прочие самодостаточные этносы. Сравнение с разного рода убыхами как минимум не корректно – даже получив (хоть это и фантастично) некую самостоятельность, ну куда эти этно-карлики денутся с подводной лодки ;). Рассмотрим ситуацию с той же Ичкерией. Вайнахи победили в кровопролитной войне и сегодня каждый русский платит налог на содержание независимого эмирата Кадырова-младшего. В Ичкерии проведена тотальная этническая селекция, что не является тайной, но даже это в принципе ничего не меняет – ночхам некуда деваться. Поэтому ни им, ни прочим колониям не запрещается играть в национальную самобытность.  А вот белорусы и украинцы – совсем другая история. Нам всегда есть куда уйти. Этого самого «развода» в Кремле боятся гораздо больше, чем того, что придётся отдать Японии Курилы, а Китаю – Северные территории. Украина ушла, Беларусь на низком старте. Отсюда истерия в Рашке и массовый ахтунг в среде приверженцев т.н. «русского мира».
              ответить на комментарий
              • ProstoOdinChelovek, 07.01.2019 12:53 #
                +2
                2
                Русские боятся белорусов поэтому белорусы забыли свой родной язык!!!???? Железная логика!!! Этапять!!!  Вопросов больше не имею) спасибо за беседу)
                ответить на комментарий
                • ushachy, 07.01.2019 14:36 #
                  +2
                  2
                  Какая избирательная форма дислексии ;)
                  ответить на комментарий
                  • ProstoOdinChelovek, 07.01.2019 15:19 #

                    Спасибо)
                    ответить на комментарий
                    • ushachy, 07.01.2019 15:20 #
                      +3
                      3
                      Не-не, Вы на мой диагноз не ориентируйтесь, специалисту покажитесь
                      ответить на комментарий
                      • ProstoOdinChelovek, 07.01.2019 15:29 #
                        +1
                        1
                        Ну сказали бы просто: у меня нет ответа на ваш вопрос) без проблем)  Меня смешат ваши попытки меня оскорбить, можете не продолжать, я не оскорблюсь)))
                        ответить на комментарий
                        • ushachy, 07.01.2019 15:33 #
                          +2
                          2
                          У Вас борщ выкипает ;)
                          ответить на комментарий
                          • ProstoOdinChelovek, 07.01.2019 15:51 #

                            Ахаха)))))))) А у вас чарка греется))))))))
                            ответить на комментарий
                  • Zveroboy, 07.01.2019 16:43 #
                    +1
                    1
                    Майстар,. Алеся училась в советской школярне, откуда ей взять подлинные знания, чтобы ориентироваться в Европе, тем более находящейся в стадии глобализма? Им всю жизнь вдалбливали комплекс неполноценности. Снизойти надо   Самообразование - это не для всех, не у каждого есть возможность. 
                    ответить на комментарий
                • Zveroboy, 07.01.2019 16:41 #

                  "Русские" боятся не нас, а они боятся остаться одни - без белорусов и украинцев. Поэтому и цепляюцца за ноги в отчаянии одиночества, как сироты.  Ведь это этнически незавершенный народ: как единая европейская нация они не сложились, но как азиатская тоже не вышли. Компактно проживают тока в Нечерноземье, Средней полосе, еще где то там...а так в большинстве распыленные в азиатских, сибирских, кавказских и дальневосточных колониях. Плохо освоенных кстати. У них практически ничего своего нет - ни культуры, ни традиций, ни истории - все завозное или стыренное. И еще неизвестно, как сложится их самоидентификация и государственность, да и само это название "русские" для московитов - чужое. Оно не возникло изнутри их самих, а тоже прилепили извне, как и все заимствованное. Имя прилагательное.  То есть украинцы и белорусы - это всегда изначально и  была метрополия, а все что за Смоленском до Владивостока - это есть европейская сырьевая колония.  То есть белорусы с украинцами - это изначально есть "Рим", а они "русские" - "Карфаген", если сравнить с античностью. А "Карфаген должен быть освоен! "   А с бел. мовой все просто - она пострадала в результате войн, и ее носители остались в меньшинстве, как это произошло в Латвии и Эстонии.  Но 80% населения, пусть и привозного - мову понимают. Да и ряд филологов считает, что это не российский русский язык, который употребляют русскоязычные, а местный диалект белорусской мовы (трасянка, мешанина) . Это нормально и проблемы здесь нет. Некоторое время ренессанса нужно, чтобы "переварить"
                  ответить на комментарий
              • Zveroboy, 07.01.2019 17:26 #

                "Карликовость" народца или гос-ва уже не имеет значения. Есть термин человеческий капитал. К примеру, Австрия по населению еще меньше Беларуси, но пардон, если перечислить лучших людей мира, то это и Зигмунд Фрейд и Ференц Лист и еще 20 великих,..плюс лауреаты Нобеля... Так что нация уже состоялась, хоть там и яшчэ пару мильёнов калгаснікаў набралось бы.   Кстати, то же Лист не австрияк, а этнический венгр. и родился в Венгрии...а вот незадача  роднай мовы амаль не разумеў ..амнямчурыўся з маленства    
                ответить на комментарий
  • Zveroboy, 06.01.2019 17:26 #

    История всех народцев Восточной Европы одинаковая. Чехи и словаки творили на немецком языке 150 лет. Венгры на немецком когда жили в Австрии, болгары на турецком, ну и?  Даже тогда, когда был чешский повально народным, а чехи нацией, активный участник Пражской весны, сваливший во Францию в 70-х, писатель Милан Кундера, пишет на французском и в Чехию возвращается не собирается, так до сих пор как ее считает коммуняцко-хацапским гадюшником  А он истинный чешский интеллигент, интеллектуал. Он даже коммунистом был, ну и что? Чехословацкий коммунизм - не хацапский. Кундера, Милан   Кино посмотрите "Невыносимая легкость бытия". Отчасти автобиографический роман. Кстати, недавно смотрел мелодраму "Шоколад", так узнал французскую актрису, которая играла чешскую официантку из деревни, читающую Анну Каренину. Там и секса трохи есть. Она была любимой девушкой врача-оппозиционера. У него их было сразу две... и они ладили...  Вспомнил...Жюльет Бинош Во она...  
    ответить на комментарий
  • Zveroboy, 06.01.2019 22:27 #

    Даже если бы вся наша элита и народец поголовно запшекали на польском - все равно полонизации была бы невозможна. Во-первых, Польшу как империю раздирала анархия изнутри - там дрались за портфели, как в средние века.. Хата на подпорах... Во-вторых, за то, что не предоставили белорусам и украинцам автономии в составе Второй Речи Посполитой - так - это им аукнулось до сих пор опомнится не могут. С Запада германцы, с Востока - ордынцы, разодрали как цыпленка  за три недели. И Лондон не помог, как финнам.  Вот в Красной Армии под ружьем было 1 млн. белорусов и 10 млн. украинцев. Силища. А если бы была равноправная конфедерация и были национальные армии объединенные Польши, Беларуси и Украины? Для Алоизыча и Кобы их орды вермахта с большевиками на легкую прогулку да Волги и до Вены не рассчитывали бы.  Все взаимосвязано и за все нужно платить. нельзя обижать "слабые народцы", слишком много своих трупиков "сильные" выкладывают,  Пока бараны не прозреют  
    ответить на комментарий
  • Zveroboy, 07.01.2019 19:03 #
    +1
    1
    Кремусик, я тока пикну, как "австрияки поляков мучиле.." .Как вы думаете, премию Нобеля так просто не дают?  Это к тому, что у меня в шкапчике книжка стоит, имеющая мировую славу.  Владислав Реймонт Мужики (роман)  Так вот, это к тому, что в начале века, когда Польша еще была под игом, без разницы, кто сидел бы в администрации или владел землей. В реалистичном романе все герои, богатые и бедные, имущие и неимущие - все поляки. Ну и отношения между ими соответствующие -это какое то Сомали....Кстати, это перекликается в романом Эмиля Золя "Земля". Кстати,  у Чехова тоже есть повесть "Мужики". Закономерность проста - чем дальше от Запада на Восток - чем больше дремучей дикости. Ибо варвары.  
    ответить на комментарий
    • krem, 07.01.2019 19:04 #

      Я ж тебя как человека просила
      ответить на комментарий
      • Zveroboy, 07.01.2019 19:06 #

        Ой...прости меня гада...ну тогда считай, что я обратился к автору поста. Ну, это важно ..жизнь поляков, венгров, словаков и иже с ними в Австрийской империи. Это к нему, он поймет. Так как мы с этими народцами связаны были династиями. 
        ответить на комментарий
        • krem, 07.01.2019 19:19 #
          +1
          1
          Пиши ему в ветку а не мне
          ответить на комментарий
          • Zveroboy, 07.01.2019 19:30 #

            Ага   (испуганно  )
            ответить на комментарий
            • krem, 07.01.2019 19:37 #

              Не бойся он не страшный)))
              ответить на комментарий
  • Zveroboy, 07.01.2019 19:22 #

    Да, Майстар...вот Австрийская империя и ее "малые народцы". О свободе национальной интеллигенции. Начало 20 века. Чех Ярослав Гашек распространяет главы романа "Бравый солдат Швейк". Ну и? Об фантастической тупости в императоркой армии и вообще австрияцких чинуш. По нашим меркам ему там пальчиком погрозили и все дела. Роман был популярен в СССР, да почему? Воспринималась как задороновщина о "тупых пиндосах", поэтому в РФ и понравилась...  Но попробовал бы украинец еврейского происхождения Влад Войнович в то время написать своего бравого "Солдата Ивана Чонкина". О беспросветном идиотизме, господствующем в царской армии Кольки Второго . Да еще во время Первой мировой. Хотя он писал о тупости советской красной уже в 70-х годах во время "оттепели". Да донские казаки его тогда просто на пики подняли. И то уже на последнем издыхании Сов. Империи  в 1980 году Войновича выперли в Германию. А сейчас он умер в этом году и его ненавидят еще больше. Как говорится, менталитет не тот. И роман крайне непопулярен в РФ. Да ладно...
    ответить на комментарий
Ответить автору поста
ushachy
67 постов
Последние комментарии
Lapka
Nayana
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}