Заблытанымi шляхамi радаводу/По запутанным тропам… / Нужна помощь в восстановлении текста

Что-то туплю, наверное последствия выбросов солнечной энергии ;) Короче, на камне неплохо читается надпись «…умев Федос Павлович». Как видно, начало фамилии утеряно.


Рубил надпись, очевидно, не профессионал, но человек старался и более-менее скомпоновал текст. Посему, утеряно максимум две, а может и одна буква. Кумев, Якумев, Окумев…, пока получается явная фигня. Плз, подключайтесь – набрасывайте варианты :).
Для любопытствующих. Намогильный камень найден на старом, полузаброшенном кладбище в районе бывших хуторов Роги (сегодня участок с/х полей между Старинками и Павлюченками недалеко от южной объездной). 
генеалогия,витебский уезд,роги генеалогия
  • poker-face, 10.09.2017 14:49 #

    Мож пальцами поводить по пропущенным буквам, может чего и нащупается
    ответить на комментарий
    • ushachy, 10.09.2017 16:58 #

      На фото не видно, но я там даже меловую присыпку применял - до "у" всё как срублено начисто, никаких зацепок. Под мелом, кстати, хорошо прорисовывается крест сверху над текстом
      ответить на комментарий
      • Malechka, 10.09.2017 21:06 #

        крест? мне что-то свастика видится...
        ответить на комментарий
        • ushachy, 10.09.2017 21:19 #

          Шестиконечный (может и восьми-, верх памятника сбит - не видно), православный, нижняя планка косая. Сам крест стоит на горизонтальной линии - символ могилы.
          ответить на комментарий
  • Malechka, 10.09.2017 21:06 #

    Лунев
    ответить на комментарий
    • ushachy, 10.09.2017 21:16 #

      Там "м", это без вариантов.
      ответить на комментарий
      • Malechka, 10.09.2017 21:18 #

        да, уже поняла свою ошибку) а почему вы уверены, что первая буква есть? может, и нет ее вовсе? может Умев с ударением на первый слог - вполне звучит
        ответить на комментарий
        • ushachy, 10.09.2017 21:22 #

          Была такая мысль, но уж больно корявая фамилия получается.
          ответить на комментарий
          • Malechka, 10.09.2017 21:22 #

            да мало ли корявых фамилий на свете
            ответить на комментарий
            • ushachy, 10.09.2017 21:25 #

              Был бы это какой-нибудь чуваш, мордвин или какой другой нацмен мокшанский, я бы и не напрягался. Здесь же явно местный дядька - Федос Павлович и такая уродская фамилия. Нет гармонии, а это странно ;)
              ответить на комментарий
              • Malechka, 10.09.2017 21:27 #

                Павел Умев - уже лучше с гармонией) а вот Федос с отчеством диссонирует)
                ответить на комментарий
                • ushachy, 10.09.2017 21:29 #

                  Крестили-то его явно Федором, Федос - это по уличному
                  ответить на комментарий
                  • Malechka, 10.09.2017 21:30 #

                    просто если перед "умев" пытаться подставить любую согласную перебором гармоничнее не становится ни разу... вот попробуйте а больше одной буквы там вряд ли было...
                    ответить на комментарий
                    • ushachy, 10.09.2017 21:34 #

                      Надпись рубил любитель, поэтому могло быть и две буквы. А две - это уже куча вариантов, встречающихся даже в поисковиках.
                      ответить на комментарий
                  • Malechka, 10.09.2017 21:32 #

                    хотя... Нумев, Румев, Щумев - ? особенно Румев
                    ответить на комментарий
                    • ushachy, 10.09.2017 21:37 #

                      Румева я рассматривал, тем более, что есть подоснова: "рум" - в моих краях пристань (площадка) для сплавных работ. Но у нас его скорее бы назвали Румов. В этом затыка.
                      ответить на комментарий
                  • ProstoOdinChelovek, 10.09.2017 23:10 #

                    А может, и в имени тоже буквы потеряны, и на самом деле он ФедосИЙ? Там, вроде, место есть ещё.
                    ответить на комментарий
                    • ushachy, 11.09.2017 08:03 #

                      Не думаю. Федос - обычная разговорная форма, встречавшаяся в деревнях ещё в пору моего детства. Причём применялось упрощение, что к гражданскому "Фёдор", что к крестильному "Федосей/Федосий"
                      ответить на комментарий
  • aksinia, 10.09.2017 21:19 #

    А может просто Умев?
    ответить на комментарий
    • ushachy, 10.09.2017 21:23 #

      Может быть, но очень сомнительно.
      ответить на комментарий
  • Clown, 10.09.2017 22:28 #

    С фамилией не помогу. Просто интересно, а с обратной стороны рисунка на памятнике нет?
    ответить на комментарий
    • ushachy, 11.09.2017 08:04 #

      Нет там ничего с обратной стороны. Да и не бывает - не принято.
      ответить на комментарий
      • Clown, 11.09.2017 10:09 #
        +1
        1
        На старообрядческих кладбищах видел такие:  На некоторых с обратной стороне есть надписи.
        ответить на комментарий
  • egslesscat, 10.09.2017 22:38 #

    Думев
    ответить на комментарий
  • ProstoOdinChelovek, 10.09.2017 23:15 #

    Шумеев Просто фамилию с ошибкой написали. Возможно такое?
    ответить на комментарий
    • ushachy, 11.09.2017 08:19 #

      Нет. Слишком ответственное дело, чтобы упороть ошибку, да ещё в фамилии. Как-то общался с дядькой из семьи потомственных жерносеков. Они зачастую и надписи на могильных камнях вырубали (если заказчик был в состоянии себе такое позволить финансово). Так вот, собеседник говорил, что надпись (ну, простая, без завитушек) - самое простое в работе. А самый сложный, трудный и долгий элемент - придание плоскости лицевой стороне. Ошибки, разумеется, случались, но их "исправляли", снося целый слой камня с фрагментом текста. 
      ответить на комментарий
  • Dirndl, 11.09.2017 00:03 #

    Мне видится Вуйев или даже Вуйевич (кто знает, сколько там от камня отколото.)
    ответить на комментарий
    • ushachy, 11.09.2017 08:09 #

      После "у" абсолютно чётко видна буква "м" (возможно на снимке не четко отражено, но поверьте на слово). А то, что Вам видится чёрточкой над "й" - фрагмент шести- (или восьми) конечного креста, вырубленного выше. Он частично уничтожен при разрушении верха камня. Писал где-то выше: крест композиционно располагается на горизонтальной линии - древний символ могилы.
      ответить на комментарий
  • marisabel, 11.09.2017 00:20 #

    Почему-то мне кажется, что там написано "умер"...
    ответить на комментарий
    • Nayana, 11.09.2017 00:26 #
      +1
      1
      Вот, и мне
      ответить на комментарий
      • Clown, 11.09.2017 01:02 #
        +1
        1
        Кстати да. Видел на старом памятнике надпись "Убиенъ громом в 18... году". Возможно, и здесь "умер". В старом правописании не силён, не знаю, должен ли там быть "Ъ". 
        ответить на комментарий
        • Clown, 11.09.2017 01:04 #

          хотя, на конце, скорее всего "в"
          ответить на комментарий
          • marisabel, 11.09.2017 01:54 #

            Возможно, это лишь дефект камня: сверху можно разглядеть букву "Ф", по крайней мере, я ее вижу, а она там ни к селу, ни к городу.
            ответить на комментарий
          • ushachy, 11.09.2017 07:58 #

            Захоронение послереформенное, "ятей" уже нет.
            ответить на комментарий
    • ushachy, 11.09.2017 07:56 #

      Под отчеством чётко читается "скончался", дальше дата
      ответить на комментарий
  • marisabel, 11.09.2017 01:56 #
    +2
    2
    Кстати, ради интереса сейчас в контакте нашла трех человек с фамилией Умев. Так что может быть, искать-то и нечего...))
    ответить на комментарий
    • ProstoOdinChelovek, 11.09.2017 09:28 #

      Круто, а из какого региона?
      ответить на комментарий
      • marisabel, 11.09.2017 18:59 #

        Один из России, а два непонятных :)
        ответить на комментарий
  • ushachy, 11.09.2017 09:08 #

    Пообщался с лингвистами. Говорят, в восточнославянских языках такое окончание фамилии характерно для случаев, когда формообразующее слово оканчивается на –е или мягкий знак (горе – Горев, гоголь – Гоголев). Хотя есть один язык, где окончание на –ев можно пришпандорить практически к любой основе. Речь о болгарском. Правда, предположить, что, когда и как занесло болгар в такую …опу мира как Витебск, я не готов. Знаю, что имели место быть несколько волн болгарской эмиграции на территорию Раша-Империи. Но основная масса болгар осела на югах (и я их понимаю ;) ). Хотя…, чего в жизни не бывает?
    ответить на комментарий
    • marisabel, 11.09.2017 19:00 #

      Ну, один болгарин вполне мог затесаться, кого у нас только нет :)
      ответить на комментарий
  • DelphiN, 11.09.2017 09:59 #
    +1
    1
    Порыскал по справочнику. Похоже сейчас в Витебской области нет ни одного человека, фамилия которого включала бы "умев". Видимо очень редкое сочетание для наших фамилий. Возможно в результате каких-нибудь диалектных или иных факторов "о" поменялась на "е" (они, кстати, на письме и похожи)? И тогда это изначальный Умов, Румов или что-то подобное. Лично знаю человека, у которого благодаря паспортистам фамилия отличается от родительской (правда, там "о" на "а" поменялась).
    ответить на комментарий
  • elina, 11.09.2017 10:01 #
    +2
    2
    Я думаю, что это слово УМЕР. фамилия под отчеством
    ответить на комментарий
  • reformat, 11.09.2017 10:02 #

    Мне кажется умер федос павлович и дальше фамилия
    ответить на комментарий
  • elina, 11.09.2017 10:02 #

    А фамилия под отчеством что-то вроде Ско..дасов
    ответить на комментарий
    • ushachy, 11.09.2017 10:23 #

      Под отчеством слово "скончался" и дата. Читается абсолютно ясно. Возможно на снимке видно плохо, но там никаких сомнений, особенно после меловой обработки.
      ответить на комментарий
      • elina, 11.09.2017 11:01 #
        +1
        1
        тогда смею предположить, что фамилия Умевский. Встречалась такая фамилия в Радзивилищской волости Ковенской губернии в еврейских семьях, упоминается, кажется, среди погибших в 1 мировую войну.
        ответить на комментарий
      • elina, 11.09.2017 11:10 #

        Кстати, после "Федос" мне отчетливо видна буква Е.  Возможно, Федосей?
        ответить на комментарий
      • elina, 11.09.2017 11:19 #

        могу предположить еще Шумевич
        ответить на комментарий
Ответить автору поста
ushachy
70 постов
Последние комментарии
Nayana
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}